пятница, 8 сентября 2017 г.

Реагируя на новые реалии…

Минобороны скорректировало планы по развитию бронетанковой техники
10 сентября – день танкиста
В это воскресенье воины-танкисты, ветераны танковых войск, труженики оборонной промышленности в очередной раз отпразднуют День танкиста. В преддверии праздника на вопросы нашего корреспондента ответил начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Александр ШЕВЧЕНКО.
05-08-09-17– Александр Александрович, подведите, пожалуйста, краткий итог проделанной ГАБТУ работы за период, прошедший с прошлогоднего Дня танкиста.
– Прошедший период в работе ГАБТУ был напряжённым. Опыт боевых действий армии Сирийской Арабской Республики ещё раз убедительно показал: сколь бы объёмными и важными ни были задачи, решаемые дальнобойным высокоточным оружием Воздушно-космических сил и Военно-морского флота, достичь намеченных целей без участия Сухопутных войск невозможно. Исходя из этого, подтверждается наше видение роли и места бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) во всех вооружённых конфликтах, локальных и региональных войнах современности.
В новых условиях боевого применения более чётко обозначились проблемные вопросы и недостатки конструктивного исполнения серийных танков, БМП и БТР. Применение противником самых новых средств поражения заставило тщательно проанализировать возможности защиты БТВТ от поражающего воздействия.

Оперативно реагируя на вновь проявившиеся реалии боевых действий, ГАБТУ способствует ускорению разработок новых и модернизации существующих образцов БТВТ. В этом году на вооружение планируется принять изделие принципиально нового класса – боевую машину поддержки танков (БМПТ). Интерес к ней проявили уже многие страны, в первую очередь Израиль и Сирия.
В наших планах и принятие на вооружение основного боевого танка Сухопутных войск – модернизированного Т-72Б3 с улучшенными боевыми характеристиками.
В настоящее время проводятся государственные испытания модернизированного танка Т-90М, разрабатываемого в рамках выполнения опытно-конструкторской работы (ОКР) «Прорыв-3». Ведётся подготовка к испытаниям модернизированного танка Т-80БВМ. Проработаны варианты дальнейшей модернизации боевых машин пехоты и бронетранспортёров. Первоочередное внимание уделено дальнейшему повышению их огневой мощи, защищённости и командной управляемости. В ближайшее время будут проведены необходимые испытания данных машин. Все они с успехом были продемонстрированы на прошедшем в конце августа этого года Международном военно-техническом форуме «Армия-2017».
Вместе с тем продолжились исследования по обоснованию и разработке тактико-технических требований к образцам БТВТ на период до 2030 года. Прорабатывается концептуальный облик основных образцов изделий не только до, но и после 2030 года.
Обозначенные направления – это лишь часть огромного объёма решаемых ГАБТУ актуальных задач, которые включают и проблемы обеспечения качества БТВТ, и тематику по импортозамещению, и многочисленные практические вопросы танкотехнического обеспечения повседневной и боевой деятельности войск.
– Проводимое перевооружение изменило статистические данные в плане технической исправности и боеготовности БТВТ?
– В результате проводимых в Минобороны мероприятий за несколько лет более 40 соединений и воинских частей были перевооружены на современные образцы БТВТ. В войска поступило порядка 3000 единиц техники. За счёт этого уровень исправных образцов БТВТ за последние пять лет вырос до 98 процентов.
– Какие планы у Минобороны по дальнейшему повышению эффективности и надёжности БТВТ? Каким направлениям работ будет уделяться особое внимание?
– Тщательный анализ сложившейся в мировом танкостроении ситуации подвёл руководство Минобороны к принятию решения о проведении ОКР по созданию танка, БМП и БТР на основе нестандартных компоновочных решений с использованием новых компонентов: бортовых информационно-управляющих систем, необитаемых боевых модулей, систем активной защиты, автоматизированных систем управления огнём и так далее.
– В ходе работы МВТФ «Армия-2017» Минобороны подписало контракт на закупку БМПТ. Расскажите о проделанной по этой тематике работе в преддверии принятия решения по совершению сделки.
– История создания БМПТ сложна и показательна для периода 90-х годов прошлого века. В конце 1980-х научно-исследовательские организации бронетанковой отрасли пришли к выводу о целесообразности создания «партнёра» танка в борьбе с танкоопасной живой силой противника, оснащённой ручными противотанковыми гранатомётами и противотанковыми ракетными комплексами. Данную потребность подтвердил и опыт ведения боевых действий в Афганистане.
Принимая это во внимание, ГАБТУ и конструкторские бюро отрасли отреагировали на данную потребность. В результате был выбран рациональный вариант конструкции БМПТ и разработано тактико-техническое задание на её создание. К настоящему времени машина успешно прошла все виды испытаний, а конструкторской документации присвоена литера «О1», что позволяет начать её серийный выпуск.
В мае и августе 2017 года на полигоне Алабино проведены динамические показы боевых возможностей БМПТ руководящему составу Минобороны России, по результатам которых и были приняты положительные решения в отношении взятия её на вооружение и организации серийного производства. Уверен, что эта машина докажет право на существование и дальнейшее развитие в самое ближайшее время.
– На форуме «Армия-2017» был заключён контракт и на поставку танка Т-90М. В чём его отличие от базовой модели танка Т-90?
– Модернизированный танк Т-90М разработан АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» (г. Нижний Тагил). В настоящее время танк проходит испытания. Конструкторы машины сделали всё возможное, чтобы полностью использовать модернизационный потенциал Т-90 и в максимальной степени повысить уровень его основных боевых свойств.
В частности, по огневой мощи танка: решены задачи увеличения поисково-наблюдательных возможностей командира за счёт установки многоканального панорамного прицела; улучшена ситуационная осведомлённость экипажа за счёт установки системы наружного видеонаблюдения с обзором в секторе 360 градусов; повышена вероятность поражения целей за счёт установки высокоэффективной системы управления огнём; введён второй (независимый) канал стрельбы из дистанционно управляемой пулемётной установки; доработан автомат заряжания под размещение новых бронебойных подкалиберных снарядов.
Выполнены работы и по защищённости: увеличена защита лобовой, бортовых и кормовой проекций танка за счёт установки новой динамической защиты «Реликт» и решётчатых экранов. Уменьшена площадь так называемых ослабленных зон. При этом предусмотрена и установка комплекса активной защиты.
Сделаны существенные доработки по подвижности: внедрён дисплейный комплекс механика-водителя с функциями текущего контроля технического состояния систем силовой установки; увеличена мощность двигателя; внедрена дизель-генераторная установка. На танк установлена камера заднего вида и программируемый подогреватель обеспечения пуска основного двигателя при отрицательных температурах.
Танк претерпел изменения и в части командной управляемости. На нём установлен программно-технический комплекс, обеспечивающий его интеграцию в автоматизированную систему тактического звена управления.
Имеются и другие нововведения. По нашим оценкам, оснащение войсковых формирований модернизированным танком Т-90М позволит как минимум обеспечить паритет с зарубежными аналогами в переходном периоде – до выхода на запланированный уровень серийного производства танка «Армата».
– Воздушно-десантные войска получили серийные БМД-4М и БТР-МДМ. Что показывает опыт практической эксплуатации этой техники в войсках, все ли её «шероховатости» устранены «оборонкой»?
– Боевая машина десанта БМД-4М и многоцелевой бронетранспортёр БТР-МДМ приняты на вооружение в 2016 году после завершения всех установленных видов испытаний и устранения выявленных недостатков конструкции. Как известно, производственные недостатки проявляются в наибольшей степени в ходе серийного производства техники и её войсковой эксплуатации.
Названные машины значительно отличаются от ранее принятых на вооружение образцов техники ВДВ. Впервые в их конструкции применена электронная информационно-управляющая система шасси, что неизбежно привело к возрастанию требований к качеству производства электронной компонентной базы, электронных устройств шасси и машины в целом.

Уровень исправных образцов БТВТ за последние пять лет вырос до 98 процентов

Практика войсковой эксплуатации подтверждает высокую боевую эффективность новых образцов и их значительный вклад в решение боевых задач подразделениями ВДВ. Вместе с тем подконтрольная войсковая эксплуатация выявила наличие некоторых недостатков в части гидравлических и электронных устройств шасси. Как показывают результаты анализа выявленных отказов, они классифицируются в основном как производственные и эксплуатационные. Данное обстоятельство объясняется недавним кризисным состоянием производства на головном предприятии-изготовителе и недочётами учебного процесса при подготовке экипажей машин. Несомненно, выявленные недостатки будут устраняться достаточно быстро, поскольку в этом сильно заинтересованы как производители техники, так и войска.
– Как обстоят дела в плане внедрения новых разработок, связанных с повышением защищённости техники ВДВ?
– Вопросы дальнейшего повышения защищённости техники ВДВ достаточно сложны в силу специфики её боевого применения. Эти машины должны транспортироваться военно-транспортной авиацией в составе подразделения на одном самолёте, быть приспособленными к десантированию на парашютной системе, обладать способностью преодолевать водные преграды без дополнительной подготовки и при всём этом иметь весьма ограниченные габариты и массу.
Обеспечение защищённости машин ВДВ даже до уровня БМП Сухопутных войск представляет собой сложнейшую инженерную задачу. Разумеется, при её решении применяются все новейшие разработки и достижения промышленных технологий. Конструкторами и исследователями изучаются возможности применения в конструкции броневых защитных устройств машин ВДВ новых алюминиевых сплавов, многослойных броневых плит на основе алюминиевых сплавов различного состава, сплавов на основе титана, керамической композитной брони, многослойных стеклопластиков и так далее. Значительными препятствиями на пути их применения в конструкции машин стоят технологические трудности при производстве и высокая стоимость. Однако работы в данном направлении не останавливаются.
– Как реализуется программа по утилизации бронетанковой техники? Она претерпела какие-то изменения?
– Да, федеральная целевая программа «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011–2015 годы и на период до 2020 года» претерпела изменения. Изначально, при её формировании, планировалось утилизировать около 10 000 единиц БТВТ советского производства, накопленных на базах хранения и высвободившихся после сокращения Вооружённых Сил, и как тогда считалось – не имевших перспектив дальнейшего применения.
Однако в связи с изменением международной обстановки, увеличением боевой подготовки Вооружённых Сил, возросшей степенью патриотизма граждан России, а также с появлением новых технических и технологических решений по глубокой модернизации устаревшей техники и превращению её в современные образцы пришлось пересмотреть планы по утилизации БТВТ.
В настоящее время объём промышленной утилизации изделий в соответствии с программой до 2020 года составит около 4000 машин. Снижение объёмов утилизации БТВТ обусловлено её перераспределением (исходя из вышеперечисленных факторов) на поставки в рамках военно-технического сотрудничества после предэкспортной подготовки на бронетанковых ремонтных заводах, обеспечения мишенной обстановки полигонов, передачи в субъекты Российской Федерации для установки на мемориалы славы в качестве памятников. Кроме того, Вооружённые Силы России будут обеспечены определённой номенклатурой образцов техники после проведения её глубокой модернизации на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий